Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Какие бывают нарушения речи

Речь -  великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых.

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

 

Клинико-педагогическая классификация:

 

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим. В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую. Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

- общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

-   недоразвитие фонематического слуха;

-   неправильное воспитание речи ребенка в семье;

-   двуязычие в семье;

-   педагогическая запущенность.

Причины механической дислалии:

- недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка);

-   патологические изменения величины и формы языка;

-   неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

-   атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

- отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

- звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с;

-  звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

 

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

 

Ринолалия - это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Речь при ринолалии невнятна монотонна.

 

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга.

При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. У таких детей наблюдаются эхолалии - автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой). Про таких детей родители говорят «Он все понимает, а сказать не может».

 

Тахилалия -  патологически быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.

 

Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой, нечеткой артикуляцией. Большинству больных с такой патологией свойственна общая вялость, заторможенность, медлительность. Часто отмечается замедленный темп не только внешней, но и внутренней речи. У детей с брадилалией обычно бывают и нарушения общей моторики, внимания, памяти, мышления.

 

Дисграфия – частичное  специфическое нарушение процесса письма.

 

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

 

 Психолого-педагогическая классификация:

 

Нарушение средств общения

 

ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

 

ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

 

Нарушение в применении средств общения:

Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Проявление речевого негативизма, мутизм и др.

 Шелуханова Наталья Алексеевна, педагог -логопед

 

Литература:

 

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии».

Волкова Л.С.,  Шаховская С.Н. «Логопедия».

О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей в детском саду».

Интернет – сайт «Заметки логопеда»: статья «Классификация речевых нарушений».

Интернет –сайт «Детский логопед»: статья «Классификация речевых нарушений».

 



www.vitarad.ru

www.vitarad.ru