Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Предречевое развитие у детей раннего возраста

Основные этапы предречевого периода развития у детей раннего возраста

Слуховая функция у человека имеет ведущее значение в формировании второй сигнальной системы, т.е. речи. Для развития речи решающее значение имеет полноценный слух. Стойкие поражения слуха у детей, независимо от их причины и уровня поражения слухового анализатора, влекут за собой те или иные нарушения речи. Если воспитание и развитие речи и других высших психических функций, норм поведения не происходит в срок (с первых дней жизни и до трех лет), то человек, как правило, остается неполноценным в течение всей жизни, в его развитии наступают необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать не удается. Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на его последующую способность использовать потенциальные возможности своего остаточного слуха.

Согласно статистическим данным по Российской Федерации на 1000 физиологических родов приходится 1 ребенок с выраженной степенью тугоухости. Установлено, что у 82% детей с тугоухостью и глухотой эта патология развивается на первом году жизни, то есть до начала развития речи или в период ее становления, причем у 38,5% из них – в перинатальном или неонатальном периоде. Кроме того, отмечено, что в формировании ранней тугоухости наибольший удельный вес имеет патология беременности (33%), а также недоношенность и акушерская патология (21%).

Реакции новорожденного ребенка на окружающие звуки мало

дифференцированы их делят на три основные группы:

  • безусловно-рефлекторные - вздрагивание, генерализованные движения тела, зажмуривание, спонтанные мимические движе­ния, расширение зрачков, мигание глаз (ауропальпебральный ре­флекс может регистрироваться начиная с 25-26 недель геста­ции);
  • ориентировочная («что это?») - поворот головы или глаз, рас­ширение глаз (выражение лица «что это?»), поднимание бровей, выражение удивления, неожиданное прекращение вокализаций;
  • реакции внимания - прекращение или усиление двигательной активности, приостановка или учащение дыхательных движений, прекращение вокализаций или возникновение вокализаций (плача, гуления или лепета), расширение глаз, улыбка или другие мимические реакции.

Ориентировочная реакция отличается от реакций внимания ма­лой длительностью и неустойчивостью. Она возникает у ребенка на новые стимулы, кратковременна и быстро угасает.

По мере роста ребенка и созревания нервной системы расши­ряется репертуар его слуховых реакций (табл. №1). Новорожденный ребенок (и даже внутриутробно плод) слы­шит практически все звуки, окружающие его. Его поведенческие реакции не всегда очевидны.

Таблица №1.

Развитие способности у детей от рождения до четырех месяцев реагировать на неречевые звуки и речь и локализовать их в пространстве.

 

Возраст,

мес.

Неречевые

Звуки, дБ

Речь,

дБ

Поведенческая реакция

0-1,5

90 (в шуме)

50-70 (в тишине)

40-60

Новорожденный ребенок просыпается, широко открывает глаза, вздрагивает, моргает глазами

1,5-4

50-60

45

Двигает глазами, начинает формироваться реакция поворота головы в сторону источника звука

Установлено, что уже внутриутробно плод человека в возрасте 33-37 недель способен различать интонационно-ритмическую структуру речи. Новорожденный хорошо различает рассерженный и ласковый голос. Доказано, что новорожденный предпочитает речь, обращен­ную к нему (так называемая материнская речь). В целом новорожденные обладают врожденной слуховой способностью, позволяющей им различать любые звуки речи (фонемы) и интонационно-ритмические характеристики. Постепенно устанавливаются ассоциации, ребенок вслушивается в свою речь и речь окружающих. Слуховое восприятие речи весьма специфично, оно присуще лишь человеческому уху.

Хотя новорожденные не способны говорить, т.е. использовать слова и общепринятую речь, они проходят достаточно сложный и разнообразный предречевой этап. Если у ребенка не увеличивается вокальная активность в этот период, то родители и специалисты начинают подозревать возможность наличия у него нарушений слуха (табл.№2).

Таблица №2.

Развитие поведенческих реакций на звуки, слухоречевого восприятия и предречевых         вокализаций у детей раннего возраста.

 

Возраст

мес.

Слухоречевое восприятие

Предречевая вокальная активность

Поведенческие реакции на звуки

0-1

Предпочитает речь другим звукам, воспринимает разные звуки, узнает и отдает предпочтение (лучше реагирует) родному языку. Лучше реагирует на речь, адресованную к нему (материнскую речь), по сравнению с речью, обращенной к взрослым. Различает просодические характеристики речи (мелодия, ритм).

Плачет, издает ответные звуки, непроизвольная фонация (издает звуки, вызываемые колебаниями голосовых связок). Непрерывная фонация не сопровождаемая движениями артикуляторных органов

Просыпается от звуков, на звуки широко открывает глаза, моргает, сжимает веки

1-5

Развивается категориальное восприятие фонем. Узнает звуки, сопровождающие его в жизни (голос матери, звук воды перед купанием, колыбельную и пр.). Различает разные интонации, предпочитает слушать речь, адресованную к нему, по сравнении. С речью, обращенной к взрослым. Различает разные слоги, реагирует на свое имя в потоке речи.

Гулит, смеется, имитирует гласные. Интонационно модулирует гуление. Лепечет, роизносит повторяющиеся слоги типа «губной согласный + гласный». Расширяется звуковой состав лепета (увеличивается разнообразие произносимых согласных и гласных).

Двигает глазами, начинает поворачивать голову в сторону источника звука.

 

Уже при рождении ребенок издает крик - это первая неосознанная вокализация (голосовая реакция). Крик (плач) представляет собой врожденную инстинктивную оборонительную реакцию ребенка на любой испытываемый им дискомфорт: голод, жажду, боль, мокрые пеленки и т. п. Сначала крик ни к кому не обращен. Однако в течение 3-4 недель на рефлекторном уровне младенец устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением возникших неудобств. Крик теперь адресуется взрослому и служит для привлечения его внимания. Он меняет свои акустические характеристики, становится прерывистым: ребенок подаст голос и ждет, услышали ли его призыв. И если в течение паузы ничего не меняется - никто не подходит к кроватке, крик возобновляется с большей выразительностью. Уже в возрасте две - четыре недели после рождения можно заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются, в конце 4-й недели колыбельная песня действует на него успокаивающе. В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбнется, причем в 5-6 недель это будет реакция «ротового внимания» (он замирает, по круговой мышце рта прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка выпячиваются вперед), а с 8 недель – настоящая улыбка; к 9-12 неделям появляется смех. Затем ребенок начинает поворачивать голову в сторону говорящего с ним, реагировать определенным образом на интонацию.

Около 2-2,5 месяцев появляется гуление, за гулением следует лепет. Что касается сроков его появления, те здесь существуют различные мнения: одни авторы считают, что он появляется в конце второго - начале третьего месяца, другие - в начале шестого меся­ца. Такая разница в определении сроков появления лепета объясняется трудностью нахождения реальной границы, которая отделяла бы лепет от предшествующего ему периода гуления. В акустическом спектре гуления уже можно выделить участки, напоминающие форманты гласных. Гуление и лепет - это неопределенное артикулирование звуков и их сочетаний - не есть средство общения. Ребенок выражает голосовыми и звуковыми проявлениями свое самочувствие, упражняя при этом голосовой аппарат, органы артикуляции и слуховое восприятие. В связи с этим принято называть гуление и лепет подготовительным этапом, предпосылкой к развитию речевой деятельности.

В возрасте 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и подражает им, пытается повторить. Многократное повторение какого-то одного движения ведет к закрепле­нию его, образованию двигательного навыка. Таким образом, гуление переходит в лепет. Следует, однако, отметить, что звуки, которые издает ребенок 5-6 месяцев, ещё нельзя отнести к речевым: дети с врожденной глухотой в этом возрасте воспроизводят те же звуки, что и нормально слышащие, а также усиленно лепечут при появлении родителей.

В дальнейшем в развитии речи ведущую роль начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует своё произношение. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма и др. В дальнейшем путем подражания – имитационно - ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе и тон, ритм, темп, мелодику, интонацию.

Таким образом, остановится очевидной необходимость проведения  скрининга слуховой функции у всех без исключения новорожденных детей, а так же систематический контроль состояния слуховой функции и развития речи у ребенка со стороны врача-оториноларинголога совместно с родителями ребенка.

                                                   Лазаревич А.А., врач-отоларинголог, к.м.н.

 

Список использованной в статье литературы.

  1. 1.Богомильский М.Р. Глухота и тугоухость у детей// Сборник научных трудов, РГМУ, М. 1993.
  2. 2.Володин Н.Н., Шкловский В.М., Заваденко Н.Н., Медведев М.И., Рогаткин С.О., Асмолова Г.А. «Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция». Методические рекомендации, «Вопросы практической педиатрии» - том 2 - №2 – 2007 – стр.30-45.
  3. 3.Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., Каменецкая С.Б., Нарушения слуха у взрослых и детей (эпидемиологическое исследование). Актуальные проблемы отоларингологии 1997; стр. 48-51
  4. 4.Королева И.В. «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста» - СпБ – «Каро» - 2005г. – 288с.
  5. 5.Сапожников Я.М., Белов В.А. Комплексное исследование слуха у новорожденных и детей грудного возраста // Сборник науч. трудов «Глухота и тугоухость у детей». М. 1993., с.22-26.
  6. 6.Сапожников Я.М., Богомильский М.Р. «Современные методы диагностики, лечения  и коррекции тугоухости и глухоты у детей» Москва – 2001- 247с


www.vitarad.ru

www.vitarad.ru