Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


"Правильные" игрушки. Рекомендации по выбору.

«Правильные» игрушки, или как не превратить Ваш дом

в "Склад неправильных игрушек"

 

Игрушка – это культурное средство игры, предмет, используемый с этой целью или специально изготовленный. Предназначен для определенного возраста, призванный стимулировать активность и самостоятельность в деятельности.


Детство невозможно без игрушек. Даже с прибитой к полу деревянной куклой можно играть!

Игрушка помогает ребенку выражать свои чувства, реализовывать творческие способности и, конечно же, общаться. В игре он познает себя и окружающий его мир.

Следовательно, игрушка  не является средством для отвлечения внимания ребенка от взрослого.  Игрушка, в первую очередь,  средство для развития Вашего ребенка.

 

В детских магазинах сейчас в наличии огромный ассортимент товаров:  от резиновых мячиков до огромных наборов «все включено».  Казалось бы, большое количество разных игрушек  решает все проблемы с выбором покупки, но, на самом деле, купить хорошую игрушку стало намного сложнее.

  

Выбрать куклу-теннисистку или куклу, которой можно делать прическу,  машинку из «крутых тачек» или огромный грузовик? Как приобрести игрушку, которая поможет Вашему ребенку в его игровой деятельности, и какие существуют критерии ее оценки?

 

 Во-первых, игрушка должна быть привлекательна для Вашего ребенка, это обычно определяется уже в магазине самим ребенком. В этом дети Ваши хорошие помощники. Помогают в этом они часто, громко и настойчиво.

 

Во-вторых, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными и самостоятельными.  

 

Для осмысленной деятельности игрушка должна отвечать возрасту  и интересам ребенка. Быть увлекательной и соответствовать его потребностям.  Если детская комната завалена машинками и мячиками, то потребности в очередной машинке у ребенка нет. Когда дочка просит волшебную палочку феи с блестками, покажите ей цветной карандаш. Чем не волшебная палочка?

 

Каждой игрушке – свое время! Ведь детское восприятие отличается от взрослого. Вашему  чаду  дошкольного возраста дядя подарил красивый и дорогой набор врача, в котором нужно вставлять  внутренние органы человека. Ребенок рад, дядя доволен.  Но! Уберите эту игрушку в самый дальний угол до средней школы! Также смело поступайте с куклами, которые имеют яркие половые признаки, плохого качества и т.д. А еще лучше узнавать заранее, какой подарок хотят подарить Вашему ребенку. Это сможет избавить ребенка от лишних слез, а Вас от неприятных объяснений с принесшим подарок.

 

«Правильная» игрушка вызывает желание действовать (возить, баюкать, купать, разбирать, собирать). То есть, она должна быть максимально вариативна. Традиционные мячи, кубики, куклы, конструкторы позволяют совершать большое количество разнообразных действий с ними, что позволяет таким игрушкам надолго занимать почетное место в детской.

 

 Как приятно, когда мама занимается своими делами, а в это время ее малыш с усердием и интересом занят своим, не менее важным делом. И это важное дело - игрушка, которая способствует самостоятельной деятельности ребенка. Как правило, это не очень дорогие, безопасные и привлекательные игрушки (пирамидки, вкладыши, матрешки). Такие игрушки понятны ребенку, ему не нужна Ваша помощь во время игры с ними.

  На протяжении игры с игрушкой ребенок решает все более и более сложные задачи без помощи взрослого.  Благодаря этому у Вашего малыша растет любознательность и уверенность в собственных силах. И родители горды, и ребенок счастлив, когда малыш сам собрал свою первую пирамидку.

 

Игрушка активизирует деятельность ребенка.  Понимание направленности  деятельности, которую активизирует игрушка у ребенка, значительно упрощает Вам выбор. Ведь если Вы хотите, чтобы ребенок научился удерживать долгое время какое-то правило (например, вести себя тихо, когда спит его младший брат), то Вам понадобятся игры, развивающие произвольность. А для того, чтобы купить игрушку, которая развивает произвольность, а не только моторику, желательно знать, что развивает и на что направлена определенная детская деятельность.

 

Физическая.

 Развивает крупную и мелкую моторику, ловкость и координацию движений.  Мячи, прыгалки, велосипеды, самокаты и т.д.  Любые подвижные игры. Даже когда папа подбрасывает малыша вверх, происходит физическое развитие ребенка. А сколько радости доставляет такое времяпрепровождение с папой!

 

С правилом.

Именно такие игры развивают произвольность. Умение удерживать правило и подчинять ему свое поведение. Игры с правилом могут быть не только подвижные (прятки, салки и т.д.), но и интеллектуальные (шахматы, шашки, многие настольные игры). А игры с правилом на «удачу»  учат Вашего малыша справляться со своими эмоциями по поводу неудачи. Он не боится проигрывать и смело играет в соревновательные игры.

Л. С. Выготский называет игру «Школа произвольного поведения».

 

Продуктивная.

Во время продуктивной деятельности создается готовый продукт посредством лепки, рисования, конструирования и т.д. Это может быть корабль из конструктора, домик из веток, черепашка из плавающего пластилина. И с такими игрушками-поделками можно потом играть и делать дополнительные аксессуары своими руками.

Смастерили домик из картона, слепили мышку из пластилина и поселили в домик!

 

Социально-личностная.

К социально-личностной  деятельности относятся игрушки, которые стимулируют ролевую и режиссерскую игру.  Для ролевой игры хорошо подходят наборы «Профессии», «Транспорт», «Семья». В наборе «Профессии» желательно наличие характерной одежды для определенной профессии, а в наборе «Транспорт» -  наличие различных видов транспорта (водный/наземный/воздушный, пассажирский/грузовой).

Для режиссерской игры хорошо подойдут маленькие человечки, симпатичные игрушки, дороги и транспортные средства, куклы с кукольными зданиями и утварью.

Кто не мечтал в детстве о железной дороге? Различные станции, поезда, вагоны, как грузовые, так и пассажирские. Где есть работники, переключающие стрелки, машинисты, продавцы билетов, пассажиры. Многие взрослые с удовольствием играют в такие игры.

 

           Экспериментальная.

Дети очень любят изучать свойства предметов!  Юла, магниты, калейдоскопы и т.д.

Не стоит забывать и об обычном ведре с водой, в котором можно узнавать «тонет/не тонет, мокнет/не мокнет»!

«Правильная» игрушка активизирует самостоятельную детскую деятельность, которая дает возможность придумывать, воображать и думать, то есть, играть. Самый простой способ для определения такой игрушки, это задуматься: «Что Ваш ребенок будет с ней делать?».   И, конечно же, представить себя в качестве партнера по игре с этой игрушкой.

 

 Играйте и развивайтесь!

 

Педагог-психолог Незванова Надежда.

 

     Некоторые игрушки проходят психолого-педагогические экспертизы. Если в ходе экспертизы игрушка проходит проверку, то игрушке присваивается знак качества «Детские психологи рекомендуют».   Списки таких игрушек можно посмотреть на сайте http://www.psytoys.ru.

 

В статье использовались материалы:

http://www.detskaya.psytoys.ru

            http://www.psytoys.ru

            http://мгппу.рф



www.vitarad.ru

www.vitarad.ru