Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Послушание и дисциплинированность. Ошибки и как их избежать

Послушание и дисциплинированность ребенка.

  Ошибки в воспитании и как их избежать.

Хотелось бы обратиться к вам, дорогие наши родители, со слов Антона Семеновича Макаренко: «…ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то совершенно утратит послушание в 6-8 лет».

Так что же такое послушание?  Прежде всего, это уважение к родителям и старшим.

Заставить ребенка уважать себя невозможно. Уважение завоевывается вашим образом жизни, отношением к людям, к труду. Уважение выражается в стремлении ребенка сделать родителям (близким, знакомым) что-нибудь приятное, не огорчать их своим поведением,  в стремлении помогать взрослым.

Послушание – основа развития у ребенка такого драгоценного качества, как дисциплинированность. Дисциплина становится необходима для человека в нашем современном обществе, поэтому ее основы должны закладываться еще в раннем детстве. Дети, которые проявляют навыки самодисциплины в раннем возрасте, легче выстраивают отношении с семьей, одноклассниками, друзьями и обществом.

Многие дети, примерно с восьмимесячного возраста и до полутора лет, проверяют свою власть над родителями (бабушками, дедушками)  и – «выигрывают бой».

Что же делать и как быть?

- Одна из важнейших задач  родителей – внушать дисциплину, не смотря на выраженный темперамент малыша, прививать ребенку дисциплину с младенчества.

- Ребенка в этом возрасте можно с легкостью отвлечь (развлечь).

- Не бойтесь детских слез, которые могут стать мощным орудием.

- Не прибегая к наказанию, постарайтесь одержать победу путем терпения и настойчивости.

- Направляйте действия ребенка без грубости, нерешительности и ненужной жестокости.

- Учите ребенка любить людей, не концентрируйте на нем внимание незнакомых людей,  дружелюбно научите его говорить «Здравствуйте!» и «Спасибо!»

- Не делайте замечания при посторонних, чтобы не смущать его, вы обязаны сделать ребенка таким, чтобы его любили люди.

- Когда вы разговариваете с ребенком, важно, чтобы ваши глаза были на одном уровне, не стойте над ним, как «гора».

Период первого года жизни ребенка обычно бывает спокойным. Впереди еще длинный путь к дисциплине.

Несколько советов для вас, дорогие наши родители, а также бабушки и дедушки, тети и дяди! В первую очередь, именно Вы  являетесь ярким примером для подражания! Необходимо соблюдать единство требований всех участником воспитательного процесса в семье и соблюдение всеми порядка в доме и четкого режима. Это первый шаг к успеху.

Обязательно нужно знакомить ребенка с понятиями «можно», «нельзя», «надо» в процессе воспитания, но это вовсе не значит, что вы должны ходить за ним всюду и твердить без конца эти слова. Все хорошо в меру и по делу. Объясняйте:  почему «нельзя», «можно», «надо»,  но, опять же,  не переусердствуйте с нотациями и нравоучениями – ребенок не всегда способен понять их.

Совмещайте родительскую любовь и требовательность. Дав какое-либо поручение (указание), не отменяйте его. Если ребенок не выполнил, обязательно узнайте причину: может , он вас не понял или не услышал, так как был занят (заигрался), а может, намеренно не сделал то, о чем вы просили. Это поможет вам выбрать правильное решение в подходе к ребенку.

Никогда не давайте указаний раздраженным или повышенным тоном, или после того, как ребенок что-то натворил, и вы, таким образом, решили наказать его. В другой раз он снова ослушается вас,  и в этот раз уже преднамеренно.

Дети чаще прислушиваются к тем взрослым, которые кажутся сочувствующим им, справедливыми и уважающими их мнение, чем к резким, бескомпромиссным и злым. Станьте другом, но не позволяйте панибратства.

Послушание ребенка вовсе не должно означать механического повиновения.

Если собрались в незнакомое место для ребенка (гости, цирк, театр, зоопарк,  кинотеатр и т.д.), заранее расскажите ему об этом месте, что там делают, как себя ведут. Ребенку будет легче адаптироваться в новой обстановке. Знакомьте ребенка с правилами поведения, оценивайте и поощряйте его поведение в той или иной ситуации.

Помните:  родительский авторитет - вот что является основой воспитания у ребенка уважения и любви к вам.

Психологи и другие специалисты, занимающиеся детьми, изучили влияние моделей поведения родителей и их стилей воспитания на детей. Диана Баумринд выделила три основных стиля:

  • Авторитетный;
  • Авторитарный;
  • Разрешающий.

Прочитав описание каждого из стилей, определите, к какой категории можно отнести вашу модель поведения.

Авторитетный стиль поведения. Родители проявляют теплоту, интересуются делами ребенка. Они готовы оказать ему эмоциональную поддержку, но, в тоже время, твердо определяют его линию развития, устанавливают ограничения. Таким родителям свойственно ожидать от ребенка осуществления их надежд. Они поддерживают детей в принятии собственных решений, внимательно выслушают. Для этого стиля воспитания характерны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми, чаще применяются похвала и поощрение, а не наказание. Любовь авторитетных родителей не зависит от поведения ребенка.

Авторитарный стиль поведения. Авторитарные родители  являются противоположностью авторитетных родителей. Они не проявляют ни теплоты, ни участия, не принимают во внимание чувства своих детей, не готовы идти на компромисс, не обсуждают с детьми устанавливаемые в доме правила. Авторитарным родителям легче сказать: «Это нужно сделать, потому что я сказал это сделать» или «Ты сделаешь это, потому что я твоя мать (отец)». Хотят, чтобы дети проявляли уважение. Авторитарные родители способны проявлять любовь, но выражают ее редко, обычно в тех случаях, когда дети ведут себя так, как того хотят родители. Эти родители скорее прибегнут к телесным наказаниям, чем будут искать другой способ решения проблемы, если им кажется, что дети не вполне подчиняются установленными правилам.

Разрешающий стиль поведения. Родители, выбирающие данный стиль воспитания, не устанавливают для детей целей, которых нужно достичь, не говорят о своих ожиданиях и не определяют границ поведения ребенка.

Диана Баумринд выделяет два вида разрешающей модели поведения родителей:

- допускающе–снисходительный;

- равнодушный.

Допускающе-снисходительные родители могут проявлять любовь и теплоту, но, судя по их поведению, руководствуются убеждением, что дети должны самостоятельно познавать мир. Правила и границы, которые устанавливают такие родители, сложно определить. Ребенок начинает сам устанавливать в доме порядок, если родители, наконец, решают ввести ограничения и правила и начинают говорить «нет», ребенок может начать сопротивляться, потому что привык управлять ситуацией. В таком случае родители могут отчаяться и поддаться требованиям ребенка.

Равнодушные родители не потакают своим детям, но при этом не в состоянии организовать порядок в эмоционально насыщенной обстановке. Они часто невнимательны. Если привязанность между родителями и детьми и существует, то она очень незначительна. Отсутствует позитивное взаимодействие, которое является основой эмоционального развития личности.

Так какой стиль воспитания наиболее эффективен?

Многие исследователи изучали семьи, в которых принят тот или иной из этих подходов, и рассказывали, какое влияние они оказывают на детей. Психолог Си Дрю Эдвардс, суммировав результаты исследований, написал, что оптимальный для детей оказался авторитетный стиль поведения родителей:

У детей авторитетных родителей наблюдается здоровая самооценка, хорошие отношения со сверстниками, они уверены в себе, независимы и добиваются успехов в учебе. К тому же, у них меньше эмоциональных проблем, чем у детей, чьи родители выбрали другие стили поведения. Эти дети хорошо умеют справляться со стрессами, стремятся к достижению целей и умеют сочетать самоконтроль с любознательностью и интересу к различным сферам жизни.

Дети воспитанные авторитарными родителями, оказываются совсем иными:

Исследование показало, что дети авторитарных родителей часто бывают необщительными, запуганными и замкнутыми, они чаще находятся в состоянии депрессии. Им бывает трудно принимать решения, так как они привыкли, что все решают за них. Авторитарные родители не принимают ни малейшего несогласия, поэтому детям приходится бороться за свою независимость.

Детей, воспитанных родителями с разрешающим стилем поведения, Эдвардс называет «испорченными»: они не слушаются взрослых. Они требовательны, плохо принимают решения и легко выходят из себя. Они не умеют ставить цели и получать удовольствие от их достижения. Они могут быть приятными в общении и хорошо вести себя, но лишь до тех пор, пока все идет так, как им нужно. Такие дети теряют контроль, если ситуация развивается не так, как хочется.

Ну что, сделаем вывод из вышесказанного.

Родители, которые придерживаются авторитетного стиля поведения, могут не только более эффективно организовать процесс воспитания, чем родители, выбравшие другие стили, но и сформировать стрессоустойчивое мышление у своих детей.

                   Педагог Егорова Екатерина.

Использованная литература:

1. «Как воспитать дисциплинированного ребенка» Р.Брукс, С.Голдштейн

2. «Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка» Г.В.Бурменская

 



www.vitarad.ru

www.vitarad.ru