Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Занятия вокалом.

     Родители всегда задают педагогам своих детей различные вопросы. В этой статье преподаватель вокала Литвин Инна Валерьевна ответит на самые популярные из них: план урока по вокалу для ребенка или для взрослого, какова нагрузка при занятиях вокалом, вокал как защита от болезней, вокал и дефекты речи, и другие, а также предложит несложные, но эффективные упражнения для домашнего использования.

          1.Какой план урока вокала с ребёнком или взрослым?

     Самый статичный урок вокала: распевка, т.е. разогревание вокальными упражнениями голосовых мышц, затем работа с дыханием, работа над вокальным произведением, т.е. песней. Так строится обычный урок вокала. Но!

Уроки вокала – это сугубо индивидуальные занятия. Конкретного плана занятий, в индивидуальном плане, нет. Каждый педагог подбирает метод работы с ребёнком или взрослым, исходя из голосовых и физических данных ученика.

          2.Нагрузка по вокалу?

     Нагрузка на занятиях вокалом достаточна велика, один урок вокала по нагрузке равен часовому занятию спортом. Детки, конечно, очень устают после урока вокала, т.к. идёт работа мышц горла, живота,  шеи. Попробуйте сами хотя бы 15 минут покачать пресс.  Так же и на уроках вокала: при работе с дыханием работают брюшные мышцы, мышцы спины.  Но всё зависит от педагога. Думаю, что многие педагоги, работая с детьми, делают игровые, отвлекающие минутки или используют различные вокальные упражнения в виде маленькой игры.

     С нагрузкой для взрослых немного проще. Всё-таки в силу физиологии взрослые люди намного выносливее и терпеливее к любым нагрузкам.

          3. А правда ли, что, занимаясь вокалом, человек вообще не болеет?

     Нет, это не так. Занятия вокалом могут укрепить только мышцы гортани, т.е. голосовые мышцы или, как принято говорить, голосовые связки. Уроки вокала полезны для людей со слабой гортанью, часто болеющих ангиной, хроническим тонзиллитом и многими другими заболеваниями носоглотки.  Вокал не защитит от вирусных и инфекционных заболеваний, от полипов или аденоидов.

 

          4.Логопед или дефектолог нам посоветовали заниматься вокалом. Не понимаю, чем это поможет?

     Поможет многим. Очень часто логопеды и дефектологи обращаются за помощью к педагогам по вокалу. Но не в силу своей беспомощности или незнания своей профессии, а потому, что занятия вокалом могут помочь. Вокальные распевки строятся на слогах, звуках, их соединении, поэтому совместная работа логопеда или дефектолога  и педагога по вокалу даёт очень хорошие результаты во многих логопедических отклонениях.

     Например:  гиперактивный язык. Ребёнок вроде бы говорит всё, но неразборчиво. Его язычок двигается намного быстрее, чем малыш формирует тот или иной звук. Язык начинает мешать ему своей скоростью движения, и из-за этого становится непонятно, что ребенок произнёс. В данном случае необходима  работа на укрепление корня языка. Если на занятии у логопеда ребёнок просто произносит звук или слоги, то на занятии по вокалу эти же слоги и звуки необходимо пропеть. Ребёнок при пении поневоле удерживает челюсть и язык в нужном положении немного дольше, чем при произношении. Таким образом, мышцы начинают постепенно привыкать к другому, правильному режиму работы, и это приносит свои плоды.  Малыш радуется тому, что его стали понимать, а родители счастливы, что их любимый ребёнок, наконец-то, стал нормально разговаривать. Здесь не важен результат правильного исполнения ноты, здесь важна работа мышц гортани и язычка.

     То же самое относится и к постановке звуков и букв: язык или гортань «ленивые», что мешает  произношению многих звуков. В этой ситуации также может помочь вокал. Укрепляются мышцы голосового аппарата, привыкают к правильной работе.

     Также вокал помогает и детям с заиканием, конечно, в том случае, если отсутствуют физиологические отклонения. Очень часто дети заикаются из-за того, что набирают много воздуха в лёгкие. При произношении лишний воздух вырывается наружу, и это приводит к прерыванию или повторению звука. Или ребёнок пытается очень быстро что-то сказать, начинает волноваться и хватает воздух мелкими глотками, что также приводит к заиканию. На уроках вокала знающий педагог начинает работать над правильным дыханием. Это достаточно сложный и кропотливый процесс. Не многие педагоги вокала берутся работать с детками, у которых есть те или иные логопедические отклонения.

 

         5.Мой ребёнок любит петь! Сводила его на прослушивание, а педагог сказал, что нет данных. Почему?

     Когда вы сами что-то себе «мурлычете» под нос, это звучит круто. А если попытаться спеть так, как надо, то далеко не у всех получится. Ребёнок поёт дома, когда занят какой-то игрой. Он поёт фантазийную, импровизированную мелодию, поёт так, как ему удобно, т.е. удобно мышцам гортани. А  при прослушивании необходимо заставить свои голосовые мышцы повторить то, что от него требуют. Для ребёнка это достаточно сложно сделать. И многие педагоги делают вывод о наличии или отсутствии данных только из того, что ребёнок не смог повторить требуемое. Квалифицированный педагог не станет делать выводы только на основе удачного повтора заданной мелодии. Необходимо попросить ребенка спеть любимую, известную, находящуюся у всех на слуху детскую песенку, например, «В лесу родилась ёлочка», её знают практически все детки. Если уж в этом случае ребёнок не смог попасть хотя бы в четверть мелодии, тогда можно сказать, что нет данных. Но и в этом случае необходимо понять, в чём причины.

     Причины могут быть совершенно разные: дискоординация голоса и слуха – ребёнок слышит, но не может воспроизвести мелодию, либо не слышит, но может воспроизвести мелодию. Всё достаточно запутанно и не понятно. В этом случае понять, что именно происходит, можно только при полноценном уроке и при помощи специализированных врачей и обследований. Иногда бывает, что педагог вокала бессилен в этих ситуациях, и приходится прибегать к помощи специалистов, которые проверяют более углублённо горлышко и ушки. Например, фониатр.

    Бывает причина, о которой я писала выше, ленивая гортань, слабые мышцы. В этой ситуации также нельзя категорически давать отказ в занятиях. Всё можно исправить! Но только при кропотливой работе педагога и ребёнка.

     Также, при том или ином отклонении, очень хорошо отдать ребёнка в хор. Коллективное исполнение вокальных произведений тоже дает свой плюс. Слыша правильное исполнение мелодии другими детьми, ребёнок начинает поневоле пытаться работать в правильном режиме.

     К большому сожалению, опять-таки повторюсь, не многие педагоги берут к себе в работу таких деток, т.к. это занимает много сил и терпения. Нередко учителя берут к себе только «звёздочек», в которых не надо вкладывать много сил, можно только слегка подкорректировать и сказать: «Я крутой педагог! У меня все дети поют соловьём!»

     Если вам отказали один раз, это не значит, что ребёнок бездарен. Попробуйте сходить к другому педагогу на прослушивание. Квалифицированный педагог буквально за 10-20 минут прослушивания честно и корректно расскажет вам обо всех данных ребёнка.

     Не опускайте руки! Может, если ваш любимый ребенок  не сможет петь, он сможет стать репером? Но здесь важен ритмический слух. Наличие такового также обязан проверять педагог вокала при прослушивании.

 

     Упражнения для дыхания и укрепления голосовых мышц, которые можно делать дома под присмотром родителей.

          1.«Дразнилка» или «Побалуемся вместе».

     Открыли рот, высунули язык лопаткой, стараясь достать им до подбородка. В таком положении начинаем разговаривать. Произносить названия предметов, имена родных, клички животных. Если ребёнок знает небольшой стишок, то читает его. В этом упражнении не важно само произношение. Оно направлено на укрепление мышц корня языка, укрепление гортани и голосовых мышц.

     Делать не больше минуты.

     Ещё лучше, если взрослый будет делать это упражнение вместе с ребёнком «зеркальным отражением», т.е. друг напротив друга.

          2.«Бросаем звуковые мячики».

     Взять маленький мячик в руку или представить, что в руке маленький мячик. Делаем замах. Во время замаха берём короткий вдох. Одновременно бросаем мячик и «выталкиваем», произносим твёрдо разные слоги: Ма, Па, Зи, Ду, Да, Му, Ни, На и т.д. Звук должен быть не вялым, не кричащим, а именно твёрдым.

     Это упражнение направлено на работу дыхания и чёткого произношения звуков и слогов.

           3.«Собачка».

     Все мы видели и знаем, как дышат собаки.

     Открываем рот, высовываем язык лопаткой до подбородка и начинаем дышать как собачка. Здесь чётко работает пресс, животик. Это упражнение направлено на правильную работу дыхания. В идеале  вдох должен быть коротким, а выдох чуть-чуть длиннее вдоха.

Делать не больше 30 секунд. В противном случае может закружиться голова.

          4.«Водяной крик».

     Упражнение выполняется, когда ребёнок или взрослый принимает ванну. Сделали короткий вдох, опустили лицо в воду до ушек и в таком положении начинаем кричать звук «А» в воду. Но! Ни в коем случае не визжать, не орать что есть мочи. Можно навредить голосовым мышцам и сорвать голос. Звук должен быть твёрдым, упорным.

     Делать примерно 30 секунд, по 2-3 подхода с перерывом в 5 минут.

     Это упражнение направлено на укрепление гортани, голосовых мышц и работе с дыханием.

 

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЕЛАТЬ ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛЫХ! 

ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЕНИЕ ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМ, ЗЕРКАЛЬНЫМ ОТОБРАЖЕНИЕМ.



www.vitarad.ru

www.vitarad.ru