Company Logo

+7(903) 105-00-29 

+7(499409-15-00


Развитие ребёнка до года

Развитие ребенка с рождения до года

 

Первый год жизни ребенка -  это период  его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь - научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.

Новые умения и навыки к ребенку приходят в определенной последовательности. В первый месяц жизни большинство действий ребенок совершает рефлекторно: сосет материнскую грудь, в ответ на раздражения производит движения ручками и ножками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, пытается несколько секунд удержать голову в вертикальном положении. Почти все время между кормлениями здоровый новорожденный спит.

Со второго месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. Улыбается в ответ на улыбку мамы, начинает следить глазками за движущейся игрушкой. Начинает больше времени бодрствовать.

К третьему месяцу малыш более уверенно удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Пытается поворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Хорошо следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. Появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.

Начиная с третьего месяца жизни и физическое, и нервно-психическое развитие ребенка идет быстрыми темпами. Каждый день мама замечает что-то новое: малыш начинает поворачивать головку, провожая маму взглядом, пытается схватить висящие над ним игрушки, а лежа на животе, приподнимает не только головку, но и плечи.

Наиболее примечательной особенностью этого возраста является то, что малыш учится сам играть своими ручками. Прежде сжатые кулачки разжимаются, и пальцы остаются полураскрытыми. Малыш пытается руками дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек. Пока движения малыша не скоординированы и он не всегда достигает цели. Однако, достигнув цели, малышу удается удерживать предмет в руках, так как руки малыша становятся более сильными. В этот период маме следует помнить: чем легче погремушка и чем проще ее держать, тем дольше ребенок будет заниматься ею. Контрастные цвета больше привлекают внимание малыша.

Пластиковым игрушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани (желательно чтобы игрушка была сшита из различных видов тканей, то есть  разной на ощупь), возможно с музыкальным сопровождением. Наиболее безопасная погремушка та, которая не причинит никакого вреда - не меньше 7-10см, без острых углов и выступающих деталей.

Важным является и положение ребенка во время игры, так как это существенно влияет на развитие двигательных навыков рук. Оптимальным является полувертикальное положение. В таком положении его голова обращена вперед, и он смотрит прямо перед собой. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, так как в этом возрасте еще действует рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы рука откидывается в ту же сторону, а кулачки остаются сжатыми).

К 3 месяцам жизни мама замечает, что малыш стал более заинтересованным, разглядывая те или иные предметы, фиксирует взгляд на более продолжительное время, следит за движущимся объектом. На этой стадии развития дети видят не только лучше, но и дальше. Находясь в состоянии сосредоточенного спокойствия ребенок может фиксировать взгляд на предметах находящихся от него на расстоянии 5-6 метров.

Именно с третьего месяца жизни малыш начинает "общаться". Движением своего тела и мимикой малыш может рассказать о многом. Звуки, которые раньше издавал ребенок, становятся громче, протяжнее.

В периоде с 4 по 6 месяц малыш начинает переворачиваться со спины на живот и обратно. Время, когда ребенок начинает совершать подобные движения, зависят от его темперамента, а не от того, насколько развиты его двигательные навыки.

            Активные малыши обычно начинают переворачиваться раньше, чем их сверстники «мечтатели», которые спокойно лежат и рассматривают предметы. В 4-х месячном возрасте малыш совершает первые попытки сесть и встать на ножки, однако попытки не всегда успешны, так как мышцы нижней части туловища еще недостаточно развиты.

К 4 месяцам мама замечает первые признаки прорезывания зубов, хотя первые зубки у малыша появятся только через несколько месяцев. Малыш становится более беспокойный, нарушается режим сна, возможна субфебрильная (невысокая) температура. Малыш начинает все «тянуть» в рот, совершает жевательные движения, тем самым почесывая десна. Начинает выделяться в большом количестве слюна, которая является причиной  появления мелкой сыпи  вокруг рта (слюнная сыпь). Помимо этого может появиться разжиженный стул. Несмотря на то, что выше перечисленные признаки являются нормой для малышей, все же рекомендуется проконсультироваться у врача.

Особенностью 4-ого месяца жизни является появление бинокулярного зрения (двумя глазами). С развитием бинокулярного зрения у ребенка улучшается способность следить за чем-нибудь. Наблюдая за движущимся объектом, глаза и голова ребенка двигаются синхронно. Благодаря развитию бинокулярного зрения, малыш глазами фиксирует интересующий предмет и захватывает его руками точно и аккуратно. В этом возрасте малыш берет игрушку двумя руками, и только к 5 месяцам он может совершить это движение одной рукой.

В возрасте между 4 и 6 месяцами малыш начинает издавать первые речеподобные звуки - лепет. Он соединяет гласные и согласные звуки и многократно повторяет их («ба-ба-ба-ба»). Маме необходимо помнить, что с малышом надо разговаривать, рассказывать ему о том, что вы с ним делаете, при этом не коверкать слова.

Во второй половине первого года жизни ребенок с каждым месяцем осваивает все больше и больше физических действий, навыков. Кроме того, он стремиться найти применение находящимся рядом предметам и учится общаться со взрослыми.

В возрасте полугода малыш, как правило, уже может удерживать интересующий его предмет, играть с ним. Правда, непродолжительное время. Потеряв интерес к предмету, ребенок его роняет.

В этом возрасте в поведении малыша можно заметить появление разнообразных эмоции, реакций на происходящее (возбуждение, удовлетворение, спокойствие, настороженность, испуг). Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета. За издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы - «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится». К 6 месяцам ребенок уже способен произносить некоторые согласные звуки и среди его лепета можно отчетливо услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». В этот момент важно поддержать ребенка, попробовать поговорить с ним на его языке, то есть повторять за ним его простые слоги. Младенец будет отвечать на такой разговор, произнося слова снова и снова. И хотя малыш пока не вкладывает смысла в то, что произносит, эти упражнения являются необходимым условием и первым шагом к сознательной речи.  

На 7-ом месяце жизни малыш начинает осознавать свое «Я», и то влияние, которое он оказывает на окружающих людей. В этот период жизни у ребенка проявляется повышенная физическая привязанность к родителям. Он хочет больше времени проводить на руках у взрослых, мама с папой становятся любимыми игрушками малыша.

Увидев незнакомых взрослых людей, ребенок настораживается. Однако в этом возрасте он начинает проявлять интерес к общению с другими детьми. Если два малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Партнером по игре для подросшего малыша может стать и отражение в зеркале. Младенец может подолгу сидеть перед зеркалом, разговаривать со своим «двойником» и даже целовать его. Желая наладить диалог со своим отражением, ребенок даже способен ударить по нему - скорее всего, пытаясь выяснить, почему его собеседник молчит. Играя с взрослыми, малыш начинает вносить свои правила игры. Так, например, если папе надоедает его трясти на коленях, ребенок начинает подпрыгивать самостоятельно, в надежде продлить удовольствие. Малыш «разговаривает» с игрушками, не требуя от них ответа. Однако его лепет звучит намного выразительнее, чем месяц назад.

В 8 месяцев у ребенка просыпается интерес к исследованию окружающего пространства и предметов. Найдя, к примеру, связку ключей, ребенок поднимает ее, «разговаривает» с ней, трясет, перебирает ключи, машет ими в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. И так малыш поступает с каждым интересующим его предметом. В течение 8-го месяца жизни ребенок учится различать все больше и больше предметов, играть с несколькими предметами одновременно.

Каждый день в его речи появляются все новые и новые звуки. Интересно, что при этом могут исчезнуть некоторые гласные звуки, характерные для 2-3 месячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным и может произнести сразу несколько звуков подряд. Ребенку нравится слушать, как разговаривают мама и папа. Малыш начинает различать свое имя, и это значительный шаг вперед в его развитии. Если кто-то называет его по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто это произнес. Заметив что-нибудь интересное на другой стороне комнаты, и стремясь поделиться своим открытием, малыш указывает рукой в направлении увиденного предмета и возбужденно «гулит». Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку папе или маме, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно.

В этом возрасте малыш уже довольно хорошо различает знакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчивым к разным выражениям лица и оттенкам голоса взрослых. Когда взрослый строго говорит «нет», ребенок прекращает свои действия, по крайней мере, на несколько секунд.

Во второй половине первого года жизни ребенок с каждым месяцем осваивает все больше и больше физических действий, навыков. Кроме того, он стремиться найти применение находящимся рядом предметам и учится общаться со взрослыми.

            К 9 месяцам жизни у ребенка появляются выраженные привычки и предпочтения. Например, оказавшись в новом месте, малыш проявляет робость, неуверенность, возможно испуг, в то время как в знакомом месте со знакомыми людьми малыш чувствует себя уверенно. Лепет малыша включает почти все звуки родного языка. Но как новое и непрочное умение, лепет может быстро угаснуть, если не уделять должного внимания попыткам ребенка пообщаться. Общаясь с ребенком, надо говорить короткими, но знакомыми фразами. Необходимо каждый раз комментировать все происходящее с малышом (сейчас мы будем кушать, сейчас переодеваться, а теперь - купаться). В этом возрасте ребенку нравится подражать действиям взрослых. Копируя дедушку, он будет, к примеру, покашливать, характерно пить из чашки или произносить «та-а-ак», переворачивая страницы газеты или журнала.

            Особенностью 10-ого месяца жизни является возрастающая физическая активность малыша. Скорость, с которой ребенок начинает передвигаться по дому, играть, вызывает порой у родителей удивление и требует повышенного внимания. В этом возрасте малыш начинает различать настроение окружающих, становится более наблюдательным, лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Например, если внимание мамы переключилось на кого другого, малыш моментально начинает всеми возможными способами привлекать внимание к себе. Если малышу предложить еду, которую он не любит, он немедленно оттолкнет ложку. Если засунуть под кофточку ребенку игрушку, малыш сразу поднимет нижний край и игрушка выпадет. С каждым днем малыш все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Ребенок уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда малыш смотрит на ложку. Для младенца это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами, скорее всего, будут те, что обозначают близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой ранней «разговорной» стадии важную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют радостно, ребенок начинает понимать, как правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительской похвалой, он будет стараться еще больше.

11-й месяц жизни у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Впрочем, если этого не произошло, волноваться не стоит - большинство малышей начинают ходить позже. И не следует торопить ребенка в естественном развитии. А вот что необходимо - так это организовать безопасное пространство для малыша, так как скорость его действий и ореол присутствия увеличиваются.

В этом возрасте ребенка начинают занимать «умные» игрушки - пирамидки, матрешки, всевозможные коробочки, стаканчики. 

Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. У ребенка проявляется способность к подражанию, он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в «репертуаре». Несмотря на то, что малыш начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, кроха прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Ближе к годовалому возрасту у ребенка меняется отношение к окружающим людям. Малыш более четко начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Во время игры малыш нередко начинает озорничать. Он неожиданно протягивает маме печенье. А как только она собирается откусить кусочек, малыш одергивает руку и смеется. Ребенок начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение. В этом возрасте малышу свойственна и игра воображения, которая носит в основном черты подражания: если сегодня мама, напевая колыбельную, качает куклу, следующим вечером ребенок будет делать то же самое. Хотя малыш способен произнести всего несколько слов он стал гораздо лучше понимать их смысл. В речевом потоке ребенок научился различать отдельные слова и предложения.

Пришло время заняться с любимым чадом чтением. Книжки должны быть с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале ребенок будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны, стучать об пол. Только после тщательного и подобного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании.

Малыш становится все более общительным. Он охотно знакомится с новыми людьми. И хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение к ним тем, что протягивает им игрушки. 

                                                           По материалам сайта: www.neodoctor.ru



www.vitarad.ru

www.vitarad.ru